Мощный. Роскошный. Вне конкуренции.

История марки

До начала 1-й Мировой Войны, Уолтер Оуэн Бентли и его брат Горацио Миллнер Бентли продавали французские автомобили D.F.P. в Криклвуде, Северный Лондон, мечтая о создании и производстве своих автомобилей.

Уолтер Бентли с детства интересовался механикой. В 16 лет он работал помощником инженера на фабрике локомотивов в Донкастере. Изучал инженерную теорию в лондонском Королевском колледже. Но кроме поездов и железной дороги, его увлекали мотоциклы и автомобили. Он был активным участником мотоциклетных гонок и ралли на длинные дистанции.

Продавая автомобили D.F.P. в семейной компании Bentley&Bentley, Уолтер Бентли считал самой эффективной рекламой - участие в автомобильных гонках. Поэтому, братья Бентли частенько выставляли автомобили D.F.P. на различные соревнования.

В 1912 году, компания D.F.P. начала производство собственных двигателей. Бентли предложил применить для 2-литрового двигателя 12/15 поршни, отлитые из алюминия, что позволило бы существенно снизить массу мотора.

Удачный эксперимент, позволил в скором будущем, применить найденное решение при строительстве авиационных двигателей в ходе 1-й Мировой Войны. Зная, что преимущества такого двигателя будут полезны, в том числе, и для национальных интересов, Уолтер Бентли обратился к производителям авиационных моторов (Rolls-Royce и Sunbeam) и к командующему Уилфриду Бриггсу, который поддержал конструктора и предоставил Бентли команду для разработки своего собственного авиационного двигателя на заводе Хамбер в Ковентри. Авиационные двигатели Bentley Rotary 1 и Bentley Rotary 2 принесли Бентли известность и деньги необходимые для дальнейшего развития.

После окончания войны, в августе 1919 года, братья Бентли регистрируют компанию Bentley Motors Ltd. Вместе с Франком Барджессом, который раньше работал в мотоциклетной компании Humber Limited и Гарри Варлеем из Vauxhall Motors, они приступили к разработке высококачественного спортивного автомобиля под маркой Bentley Motors.

Вопросы дизайна Бентли не волновали. Ему был нужен мощный выносливый автомобиль для участия в гонках.

Конструирование двигателя было поручено вошедшему в команду Клайву Галлопу, который к декабрю 1919 года построил 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3 литра.

Компаньоны рассчитывали выпустить первый автомобиль в 1920 году, но работы затянулись и премьера была отложена на сентябрь 1921 года.

Новый автомобиль сразу же начал выступать в различных гонках с практически неизменным успехом. Надежность и скорость автомобиля в горных гонках и престижных английских гонках в Брукландсе, принесли компании большую известность. Немаловажное значение для поддержания высокого интереса имел и тот факт, что на автомобили действовала пятилетняя гарантия.

Но автомобиль был дорог. При стоимости 1050 фунтов его могли себе позволить только очень состоятельные люди.

Bentley 3L

Тем не менее, нашлась группа увлеченных автомобилистов и автогонщиков, которые стали не только владельцами Bentley 3L, но и участвовали на них в различных гонках, в том числе – знаменитых Indianapolis 500 (1922) и Ле-Ман (1923, 1924,1927, 1928, 1929, 1930). Эта группа называла себя "Bentley Boys". В числе прочих, в члены группы входил финансист и известный автогонщик Вульф Барнато.

Когда, в 1926 году, Bentley Motors Ltd. стала испытывать серьёзные финансовые трудности, он внес крупный инвестиционный взнос и провел финансовую реорганизацию Bentley Motors Ltd. В результате, Вульф Барнато стал председателем правления компании, а Уолтер Бентли занял пост управляющего директора.

В 1929 году, еще один член "Bentley Boys" – бывший военный летчик и, тоже, известный автогонщик Тим Биркин, по своей инициативе и с одобрения Барнато, конструирует двигатель объемом 4,5 литра с наддувом "Blower". Бентли скептически отнесся к этой затее и оказался прав – надежность машины была низкой.

Тем не менее, Bentley 4,5L дважды принимает участие в Ле-Ман (1927,1928) и в гонках 1928 года приносит третью победу Bentley. По существующей легенде, выдающийся конструктор и автогонщик Этторе Бугатти в сердцах констатировал: "Бентли сделал самые быстрые грузовики в мире".

Несмотря на проблемы с надежностью, победа Bentley 4,5L в Ле-Ман принесла еще большую известность марке.

Bentley 4.5L

Одновременно, в 1928-1930 году, появляются, собираемые в небольших количествах, Bentley 6,5L и его гоночный вариант - Bentley Speed Six.

В 1929 и 1930 годах Bentley Speed Six дважды выигрывают гонки в Ле-Ман. К сожалению, гонки 1930 года стали последними для Bentley Motors Ltd. Вновь автомобили марки Bentley вернуться на кольцо Ле-Ман только через 71 год – в 2001 году.

Bentley Speed Six

На волне успеха гонок 1930 года, Bentley Motors Ltd. выпустило Bentley 8L, который стал самым дорогим автомобилем в Европе того времени. Но финансовая ситуация в компании, усугубляющаяся кризисом Великой депрессии, позволила произвести всего 100 таких автомобилей.

К июлю 1931 года, Барнато уже не мог поддерживать финансовое состояние Bentley Motors Ltd., и ее было решено продать инженерной компании Napier. Но, в "последнюю минуту", в сделку вмешался Rolls-Royce решивший "устранить" конкурента (Bentley 8L) для своей самой дорогой модели Phantom II, через покупку Bentley Motors Ltd.

20 ноября 1931 года Bentley Motors Ltd. перестает существовать как самостоятельное предприятие и становится дочерним предприятием Rolls-Royce. По условиям сделки, Rolls-Royce получил демонстрационные залы Bentley на Корк-Стрит, сервисную станцию в Кингсбери, завод в Криклвуде и услуги самого Бентли. По решению суда, с Уолтером Бентли был подписан четырёхлетний контракт. Но, подписав контракт, Rolls-Royce отстранил Бентли от участия в работах по созданию новых автомобилей и использовал его только для связей с клиентами и как тест-пилота на гоночной трассе в Брукландсе и в тестовых пробегах в Альпах.

Вульф Барнато получил должность директора дочернего предприятия Bentley Motors Ltd. и, как владелец большого пакета акций, вошел в совет директоров Rolls-Royce.

Спустя год, в 1932 году, производство автомобилей Bentley было прекращено, а завод в Криклвуде продан. В 1935 году, после окончания контракта, Уолтер Бентли ушел из компании.

Братья Бентли не регистрировали товарный знак своей компании и этим занялся уже Rolls-Royce.

Эмблему Bentley – букву "В" украшенную раскинутыми крыльями придумал художник журнала "Autocar" - Гордон Кросби в 1920 году, перед началом производства первой модели Bentley 3L.

Крылатые стороны не симметричны – количество перьев разное. Число перьев отличается как между собой, в пределах одного лого, так и между версиями автомобилей. В первые годы, эмблема была украшена (чаще всего) тринадцатью и четырнадцатью перышками. В современных моделях, обычно, с одной стороны десять, с противоположной – одиннадцать перьев. Но на отдельных моделях логотип обладает симметрией – по десять перьев с каждой стороны.

Буква "B", на первых автомобилях, изображалась в венце из лавровых листьев на черном фоне, а после 1931 года – на зеленом. Позже и до настоящего времени, цвет поля буквы "В" стал иметь значение: значок спортивных Bentley имеет зеленый овал, эмблема самых мощных автомобилей выделяется черным цветом, а логотип самых престижных машин – на красном фоне.

Через два года, в октябре 1933 года, Rolls-Royce представил новый автомобиль Bently, произведенный на заводе Rolls-Royce в Дерби.

Bentley 3.5L представлял собой спортивный вариант Rolls-Royce 20/25. Новинка расстроила часть традиционных поклонников марки, но в целом, автомобиль был хорошо принят покупателями. Уолтер Бентли даже сделал заявление: "Принимая во внимание все обстоятельства, я бы предпочел владеть этим Bentley, чем любым другим автомобилем, произведенным под этим именем".

Rolls-Royce рекламировал Bentley как "the silent sports car" (тихий спортивный автомобиль). Этот слоган использовался в рекламной компании Bentley до 50-х годов.

В 1936 г. появляется модель 4.5L на базе Rolls-Royce 20/25 и Rolls-Royce 25/30. Начиная с 1933 года было выпущено семь очень сходных по конструкции и дизайну моделей. Все модели Bentley, выпущенные с 1931 по 2004 год, использовали унаследованное или совместно используемое шасси, а также адаптированные двигатели аналогичных моделей Rolls-Royce.

Bentley 3.5L

Руководство Rolls-Royce решило отказаться от участия в автогонках, сохранив, при этом, спортивную ориентацию Bentley. Таким образом было сделано разделение брендов: автомобили Rolls-Royce создавались для покупателей, желающих ездить в исключительной роскоши, но не садясь за руль самостоятельно, а автомобили Bentley предлагались для состоятельных автолюбителей, которым был не нужен личный шофер.

В 1938 году, накануне Второй Мировой войны Rolls-Royce запускает новый завод в Крю, где разворачивается производство авиационных двигателей. Работы по новым легковым автомобилям были свернуты до окончания войны.

К концу войны, производство Bentley было перенесено из Дерби на освобождающиеся производственные мощности в Крю. Первой послевоенной моделью стал представленный в 1946 году Bentley Mark VI. Это была первая модель с собственным заводским кузовом, изготовленным из штампованной стали. До этого, и Bentley и Rolls-Royce не производили готовые автомобили, они выпускали только шасси с установленным двигателем, а кузов предлагалось купить в одном из кузовных ателье.

Bentley Mark VI был сделан на основе Rolls-Royce Silver Wraith. Машина комплектовалась шестицилиндровым двигателем объемом 4,3 литра. Позднее вышла более мощная версия с двигателем 4,6-литра, оснащавшаяся четырехступенчатой механической коробкой передач.

Несколько лет спустя, первоначально только для экспорта, был выпущен Rolls-Royce Silver Wraith, в стандартном кузове Bentley, но с радиаторной решеткой Rolls-Royce.

Bentley Mark VI

В июне 1952 года Bentley представляет новую модель Bentley R-Type Continental с рядной шестеркой объемом 4,5 литра, хорошо проработанной аэродинамикой и малым весом. Благодаря этим качествам модель скоро получила звание самого быстрого серийного седана, а также лучшего автомобиля года в Великобритании. Кроме стандартного седана, было выпущено 164 двухдверных автомобиля в кузовах различных ателье. Большинство из них получили фастбэк-купе конструкции кузовного ателье Mulliner.

Bentley R-Type Continental был последним Bentley, не имевшим аналогов среди моделей Rolls-Royce, т.к. в последующие 30 лет, начиная с 1955 года, все модели Bentley являлись полными копиями Rolls-Royce.

Bentley R-Type Continental

В 1955 году вышел Bentley S1 – копия Rolls-Royce Silver Wraith

Bentley S1

В октябре 1959 года, на смену модели S1 пришел Bentley S2 получивший новый двигатель Rolls-Royce-Bentley L Series V8 из алюминия. Аналог - Rolls-Royce Silver Cloud II.

Bentley S2

А в 1962 году его сменила модель S3. Главным внешним отличием от предыдущей модели, было использование сдвоенных фар. Аналог - Rolls-Royce Silver Cloud III.

Bentley S3

В 1965 году на Парижском автосалоне был представлен Bentley T. Первый представитель T-series. От Rolls-Royce Silver Shadow автомобиль отличался только решеткой радиатора. Небольшое количество машин предлагалось в двухдверных кузовах от ателье Mulliner.

Bentley T

В 1977 году автомобиль прошел модернизацию в ходе которой получил реечное рулевое управление, улучшенный кондиционер, резиновые бамперы в цвет кузова. Аналогичные изменения коснулись и "близнеца" - Rolls-Royce Silver Shadow II.

С каждой новой моделью Bentley все больше становился тенью Rolls-Royce. Автомобили хотя и привлекали поклонников по всему миру, но, по сути, являлись копиями Rolls-Royce, немного более доступными и с улучшенными спортивными возможностями. Автомобили для тех, кто хочет ездить как можно быстрее, но с комфортом, которого лишены другие спортивные автомобили.

В течении 70-х годов, из-за прокатившейся серии кризисов, спрос на дорогие машины резко упал. Особенно сильно это отразилось на Bentley. В общем объеме продаж Rolls-Royce Motors Limited, доля Bentley составляла всего 5%. Кроме того, Rolls-Royce потерпел большие потери на разработке авиационного двигателя RB211. Самостоятельно решить возникшие финансовые проблемы Rolls-Royce был не в состоянии, поэтому было принято решение выделить в отдельный бизнес автомобильное подразделение Rolls-Royce Motors Limited и продать его компании Vickers.

После смены владельца и с одобрения руководства Vickers, началось возрождение марки Bentley. Благодаря возможности самостоятельно создавать автомобили, начала расти доля бренда и в объёмах продаж. Восстановленный спортивный имидж вызвал новый интерес к имени Bentley. К 1986 году соотношение продаж Bentley - Rolls-Royce достигло 40:60, а к 1991 году установился паритет.

Первым автомобилем новой генерации стал Bentley Mulsanne, выпускавшийся с 1980 по 1992 год. Отдельные его модификации продолжали выпускаться до 2000-х годов.

Название "Mulsanne" взято в честь исторических успехов Bentley в автоспорте, включавших в себя пять побед в 24-часовых гонках в Ле-Мане в 1924-1930 годах. "Mulsanne Straight" – название участка гоночной трассы Ле-Ман, где машины достигают самых высоких скоростей.

Bentley Mulsanne

На Женевском салоне 1982 года был продемонстрирован Bentley Mulsanne Turbo. Благодаря турбонагнетателю, мощность двигателя возросла на 50% - до 300 л.с.

По оценкам специалистов, Bentley Mulsanne Turbo стал одним из лучших седанов в мире, превосходя даже Mercedes-Benz 600SEL.

Кроме варианта Turbo, автомобиль выпускался еще в нескольких вариантах: Mulsanne (базовая модель), Mulsanne L (лимузин) и Mulsanne S (рейсталинг базовой модели 1987 года).

С 1984 по 1992 год выпускались Bentley Eight (базовая модель), Bentley Brooklands (улучшенный вариант базовой модели) и Bentley Turbo R (версия с турбонаддувом). Эти автомобили относились к "проекту 90" и повторяли различные варианты Rolls-Royce Silver Spirit.

Bentley Mulsanne S

Но самой любимой моделью Bentley в 90-е годы ХХ века стали двухдверные купе Bentley Continental, выпускавшиеся с 1991 года в исполнениях, отличавшихся уровнем отделки и двигателями - R, S, T и R-Mulliner. Топовой моделью в линейке Continental стал Azure в разработке дизайна которого принимало участие итальянское кузовное ателье Pininfarina.

Bentley Continental

Особой симпатией у покупателей пользовались модели с индексом "Т" (с турбонаддувом). У англичан был даже популярный каламбур:

"Непременные спутники джентельмена – Black T (блэк ти – Bentley серии Т черного цвета) и black tea (блэк ти – черный чай)".

В октябре 1997 года Vickers принимает решение о продаже Rolls-Royce Motors. Наиболее вероятным покупателем был BMW AG т.к. был опыт совместного сотрудничества: BMW поставлял двигатели и другие автомобильные компоненты для Bentley и Rolls-Royce, а также принимал участие в совместных с Vickers работах по созданию авиационных двигателей.

Но когда BMW AG сделал окончательное предложение в размере 340 млн фунтов, поступило предложение от Volkswagen AG – 430 млн фунтов. Новым владельцем Bentley стал Volkswagen AG.

По условиям сделки, Volkswagen AG получал права на производственные и административные объекты, конструкцию автомобилей, названия моделей, фирменную эмблему Rolls-Royce "Дух экстази", но не имел прав на использование логотипа и названия Rolls-Royce т.к. права собственности на них принадлежали Rolls-Royce Holdings plc.

В 1998 году BMW AG продолжал поставки компонентов для автомобилей Rolls-Royce и Bentley, в частности, двигателей V8 для моделей Bentley Arnage и V12 для Rolls-Royce Silver Seraph, но в соответствии с условиями контракта, за 12 месяцев уведомил Volkswagen AG о прекращении поставок. Для подготовки новых автомобилей, на агрегатах Volkswagen AG, двенадцати месяцев было недостаточно.

Помимо этого, BMW заплатил Rolls-Royce plc 40 млн фунтов за лицензию на имя и логотип Rolls-Royce и, таким образом, стал владельцем марки Rolls-Royce.

После длительных переговоров BMW AG и Volkswagen AG договорились, что с 1998 по 2002 год BMW AG будет продолжать поставлять двигатели и компоненты, при этом позволит Volkswagen AG, временно, использовать название и логотип Rolls-Royce.

В 2003 году все поставки двигателей BMW завершились окончанием производства модели Rolls-Royce Silver Seraph.

С 1 января 2003 года Volkswagen AG стал единственным владельцем, производителем и поставщиком автомобилей марки "Bentley". В то же время, компания BMW AG создала новое юридическое лицо - Rolls-Royce Motor Cars Limited, построила новую административную штаб-квартиру и производственный комплекс для автомобилей марки "Rolls-Royce" в Гудвуде, Западный Суссекс, Англия.

Таким образом произошло разделение "врагов", вынужденных существовать вместе 67 лет.

На модернизацию завода Bentley в Крю и расширение производства Volkswagen AG потратил больше 500 млн фунтов. Численность производственного персонала увеличилась больше, чем в 2 раза.

Bentley эпохи Volkswagen, начинает с моделей запущенных в производство еще по совместным с Rolls-Royce проектам: двухдверного купе Bentley Brooklands, роскошного люксового седана Bentley Arnage и стильного купе-кабриолета Bentley Azure.

В ноябре 2000 года, Bentley официально сообщает о своем возврате в гонки 24 часа Ле-Мана, а в январе 2001 года, на автосалоне в Детройте был представлен новый гоночный автомобиль Bentley EXP Speed 8.

В июне 2001 года, два Bentley EXP Speed 8 принимают участие в гонке Ле-Ман. Команда Bentley занимает третье место и спустя 71 год поднимается на пьедестал почета.

Bentley EXP Speed 8

В 2002 году, в честь пятидесятилетнего юбилея восхождения на трон Королевы Великобритании Елизаветы II, Bentley выпускает в 2-х экземплярах специальный автомобиль – Bentley State Limousine. Этот автомобиль станет первым Bentley, который будет использоваться во время торжественных государственных церемоний.

Bentley State Limousine

В июне 2002 года, Bentley анонсирует Continental GT. Первый автомобиль, сделанный независимо от Rolls-Royce и BMW. Автомобиль использует платформу Volkswagen Phaeton.

В компании считают, что важность этой модели сравнима с Bentley 3L 1919 года.

Широкой публике автомобиль был представлен на Женевском автошоу в 2003 году, а затем во время гонки 24 часа Ле-Мана, где команда Bentley занимает 1 и 2 места.

Bentley Continental GT

В сентябре 2002 года, компания меняет свое название на первоначальное: Bentley Motors.

С 2005 по 2009 годы, запускаются в производство различные версии Continental: четырехдверный седан Bentley Continental Flying Spur построенный на платформе Volkswagen Phaeton с элементами трансмиссии Audi A8/S8, двухдверный кабриолет Bentley Continental GTC, спортивное купе Bentley Continental Supersports оснащенное двигателем V12 объемом 6 литров.

Bentley Continental Supersports

В 2008 году на Женевском моторшоу был показан совместный проект с кузовным ателье Zagato – Bentley GTZ. Автомобиль выпущен ограниченной партией в 9 штук.

Bentley GTZ

В 2013 году Bentley заявляет о росте продаж на 22%, поставив покупателям 8500 машин в 2012 году.

В 2012-2013 годах проходит плановое обновление основных моделей, которые стали еще мощнее и быстроходнее.

На Франкфуртском моторшоу 2012 года, Bentley показывает совершенно нетипичный для компании концепт - Bentley EXP 9 F. Люксовый внедорожник, построенный на платформе PL71 (Audi Q7, Porsche Cayenne, Volkswagen Touareg) с двигателями V8/V12. Дизайн автомобиля выполнил Дирк ван Брейкель. Новинка была принята с большим интересом и в 2016 году, начинается серийное производство Bentley Bentayga. В отличии от концепта, серийный автомобиль построен на новой платформе Volkswagen MLBevo.

Bentley Bentayga стал четвертой базовой моделью в производственной программе.

Bentley Bentayga

Первым владельцем Bentley Bentayga стала английская Королева Елизавета II.

Как и почти 100 лет назад, при производстве автомобилей Bentley применятся большой объем ручного труда. По словам главного инженера компании Рольфа Фреча: "Мы собираем автомобили на 95% вручную, так что их стоимость оправдана".

На изготовление одного автомобиля Bentley Mulsanne требуется 9 недель или 550 часов.

Обшивка салонов кожей выполняется только вручную. На обшивку салона Continental GT требуется 11-12 бычьих шкур, а на Mulsanne - 17-18. Причем, Bentley использует исключительно кожу быков (не коров!) из Скандинавии и Баварии. Для прострочки одного салона требуется около 135 метров нити и необходимо сделать 3800 стежков, на что уходит до 37 часов. При обшивке кожей руля, применяется сложная технология с использованием двух иголок и процесс занимает от 5 до 15 часов.

Современная концепция Bentley выражена словами члена правления, отвечающего за продажи и маркетинг Bentley Motors, Стюарта Мак-Кулафа:

"Bentley – автомобиль для тех, кто ценит экстремальные динамические характеристики и изысканную отделку роскошного автомобиля, устремленного в будущее".

Уолтер Бентли был бы доволен.

11 апреля 2017 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua

Источник: Bentley.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация